четверг, 2 мая 2019 г.

Белая Лилия над Донбассом


Приближается очередная годовщина великой победы 1945 года. Чем дальше от нас война, тем меньше о ней вспоминают, и многое начинает забываться. К сожалению.
Хочу напомнить о настоящей героине, летчице-истребителе Лидии Литвяк, Герое Советского Союза. Многие ли о ней сейчас помнят? А ведь именно в Красной Армии массово воевали и совершали подвиги женщины. Такого не было ни в одной другой армии мира. И это при том, что в большинстве своем они шли на фронт добровольцами. Вот такого величия духа были люди в то время. Сейчас это даже трудно бывает понять нашим современникам…
Lydia Litvyak.JPG

Первые полеты и начало войны

Лидия (Лиля) Литвяк родилась в Москве, в 1921 году. В 30-е годы увлечение авиацией было массовым. К тому же специалистов этого профиля в стране не хватало, так что лётные школы открывались повсеместно и набор лётчиков только приветствовался. Летать хотели не только мальчишки, но и девчонки. И для этого у них препятствий не было.
Лиля Литвяк пошла в лётную школу с 14 лет. Затем стала инструктором, готовила других лётчиков. В 1941 году её призвали в армию.

Картинки по запросу раскова

Марина Раскова – организатор «женской авиации»

Марина Раскова – женщина-легенда. Она одна из первых советских лётчиц, совершившая беспосадочный перелёт от Москвы до Дальнего Востока. В экипаже были только женщины – М.Раскова, В.Гризодубова, П. Осипенко. За этот полёт все три женщины-пилоты удостоились звания Герои Советского Союза.
Вот такой была М.Раскова, которая в 1941 году выступила с инициативой о создании «женской авиации». Конечно, многие встретили такую идею в штыки, а лётчики-мужчины на фронте даже относились в таким авиатриссам с большой долей иронии. Ровно до тех пор, пока женщины не доказали свою профпригодность.
Поговаривают, что для создания женских лётных полков Раскова использовала свои связи на высшем уровне, в частности. Своё знакомство со Сталиным лично. Может быть. К тому же он была кадровым сотрудником НКВЛ, о чём узнали относительно недавно. Знаменитую лётчицу пригласили в ведомство ещё в 1937 году. Но активным сотрудником она стала только в 1938, когда ведомство возглавил Л.П.Берия.

Картинки по запросу берия

Новому наркому пришлось разгребать «залежи» ежовского правления. И за короткое время сделал он удивительно много: выпустил множество незаконно и невиннопосаженных. А старые кадры, поощрявшие беззакония распустил. Некоторых и посадил. Так что понадобились новые кадры. В их числе оказалась и М.Раскова.
И неудивительно: авиация на тот момент была одним из приоритетных направлений в народном хозяйстве и в обороне. Кому как не знающим людям курировать это направление и отслеживать, чтобы не было утечки информации. «Доброжелателей» у Советского Союза тогда хватало. Впрочем, как и впоследствии.
Короче говоря, своего Раскова добилась и в городе Энгельсе были сформированы 3 женских авиаполка. Два из них впоследствии стали смешанными.
В 1942 году Литвяк зачислили в женский истребительный полк. Лиля стремилась попасть именно в истребители и даже приписала себе лишние 100 часов полётов. Первую победу она одержала уже летом 1942 года – в составе группы сбила бомбардировщик.

Битва над Сталинградом

Лиля Литвяк прославилась во время Сталинградской битвы, как лётчик-профессионал, живая легенда. На её капоте нарисовали белую лилию, с тех пор девушку и называли «Белой лилией Сталинграда». Возможно, и из-за того, что все её звали просто Лиля. Радиопозывной у неё тоже был «лилия». Впоследствии возникла путаница: имя лётчицы писали, то как Лидия, то как Лилия.
Во время одного из вылетов над Сталинградом Литвяк сбила немецкий истребитель. Лётчик попал  в плен. Им оказался немецкий барон, кавалер многих наград, одержавший 30 побед в воздухе. Он очень хотел узнать, какой ас его сбил. И не мог поверить своим глазам, когда увидел юную, белокурую девушку. Поверил только тогда, когда она жестами показала ему подробности боя.
Однажды Лиле удалось сбить очень необычную и хорошо защищённую цель – аэростат-коректировщик огня. Немцы простреливали вокруг него всё пространство, но Лиля ухитрилась зайти к цели против солнца. Аэростат был успешно сбит.
Весной 1943 года её постигло личное горе – погиб её муж, Герой Советского Союза А. Соломатин. Летом погибла лучшая подруга – лётчик-истребитель Екатерина Буданова.

Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org ©РИА Новости

Тайна гибели

Сама Лиля пропала без вести в одном из боевых вылетов над Миус-фронтом, в небе Донбасса. Её долго искали, но безуспешно. В то время на этом направлении шли жестокие бои, было много сбитых самолётов. Самолёт Лили не нашли, не нашли и её саму.
Лилю литвяк хотели представить к званию Героя Совесткого Союза, но из-за того, что она числилась пропавшей без вести, этого не сделали. К тому же поползли грязные слухи, что она перешла на сторону немцев. Якобы её там видели. Слухи подтвердили и некоторые лётчики. Что тут сыграло больше – зависть к более успешному профессионалу или что иное – неизвестно, пусть это останется на их чёрной совести, если она есть. Слухи ничем не подтвердились – если бы к немцам попал такой ас, уж они точно раструбили об этом на весь мир.
Тайну гибели одного из лучших советских асов раскрыли только в 70-е годов. Её захоронили в 1969 году в братской могиле села Дмитровка Донецкой области. Только в 1971 поисковики города Красный Луч установили имя лётчицы.
Во время войны Лиля Литвяк сбила 11 немецких самолётов, аэростат в их числе, не каждый мужчина-истребитель мог похвастаться таким списком. Она – лучшая женщина-истребитель среди всех. Награждена Орденом Красной Звезды, Орденом Красного Знамени, Орденом Отечественной войны (посмертно). Герой Советского Союза (посмертно).
Если бы только Лиля Литвяк знала, что в начале 21 века на Донбассе снова начнётся война…

Комментариев нет:

Отправить комментарий